bruks_da (bruks_da) wrote,
bruks_da
bruks_da

Categories:

Легко быть за гранью



  Как-то раз после театра мы с приятелями решили зайти в кафе и обсудить увиденное. Спектакль был по пьесе Горького "Последние", но назывался "Семейный портрет", к моему удивлению,  поставлен он был  очень грамотно, я уже давно не видел такой мощной постановки, ну разве что только в «театре на досках». Ничего не было переврато, изменено, выкинуто, не было этого знаменитого на сегодняшний день превращения трагедии в фарс, еще более удивляло то, что это был город Санкт Петербург, и не смотря на то, что это был очень маленький и традиционный театр с названием "Театр на Литейном", мы все же ожидали какого-нибудь постмодерна. Но нашим ожиданиям не суждено было сбыться. Хотелось бы отметить, что игра актеров была на высоте. Например, маленькая Вера ощутив на себе сильный жизненный удар, рефлексируя и задыхаясь, превращается совсем в другого персонажа- взрослого и жестокого В конце спектакля очень трудно поверить, что это один и тот же человек и одна и та же актриса. После того, как спектакль закончился у молодой актрисы не получилось сразу выйти из состояния своего персонажа, ее по прежнему трясло и лихорадило, это было видно всем. Вот что значит выкладываться!




 Пару слов хотел бы сказать и о содержании произведения. На этот раз я заранее прочел его, потому что один раз уже обжегся об бездарную интерпретацию Бертольда Брехта. Смысла пересказывать его не вижу никакого, но вот пару моментов проговорить стоит. Очень интересными мне показались переходы персонажей из одного состояния в другое. Например, Вера, всегда мечтала встретить героя и с помощью своего воображения сама искусственно наделяла людей качествами которыми восхищалась. Это своего рода такой побег от реальности в желаемый мир иллюзий и счастья. Так она делает героем молодого прохвоста и потом обжигается и разочаровывается в жизни после чего окончательно ломается. Уже нет наивной девчонки с яркими глазами и мечтающим сердцем, перед нами она теперь озлобленная и разочарованная. Мать семейства же напротив из состояния лжи и притворства через правду переходит из скованного и запертого внутри себя состояния позора в состояние свободы и счастья. Как я уже говорил, актерам удалось это передать


  Кто читал пьесу тот помнит всех героев и думаю согласится со мной в том, что семью можно разбить на корыстных, жестоких и злых и откровенных, ранимых и добрых. Деление слишком очевидно- это понятно даже ребенку. Но при обсуждении я столкнулся с интересной позицией. Нам заявлялось, что нет в мире белого и черного, то что и отца семейства можно понять и не такой уж он и негативный персонаж. (Это после того то, как он убивал, подставлял людей, все делал исключительно из собственной корысти и даже был готов продать собственную дочь в жены богатому старику). Интересно, что любая попытка дать моральную характеристику героям, объявлялась упрощением и непониманием произведения. Какая удобная позиция неправда ли?

По поводу окраски персонажей и правда может показаться, что это упрощение, но так ли это? Не думаю. Ведь если персонажам можно дать нравственную оценку, то это придется разбираться где добро, а где зло. А это иногда весьма непросто. Если мы принимаем идейную оценку, тогда придется определятся и соответствовать выборному пути, а это тоже сложный шал. В конце концов, бывают случаи когда и правда неясно кто больше прав и так далее и такие случаи тоже нужно разделять. Но зачем во всем этот разбираться, если можно спрятаться за чисто постмодернистскую позицию и говорить, что все относительно. Это ведь легче, не так ли?
Tags: Искусство, Классика, Общество, гуманизм, человек
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author