bruks_da (bruks_da) wrote,
bruks_da
bruks_da

Category:

Отзыв о фильме Бергмана "Персона"


Немногие из режиссёров могут похвастать тем, что влияют на человека вне зависимости от того, сколько раз он видел ту или иную картину; ещё меньшее число их способно взывать к тем граням психики, что в обыденной, ежедневной, "реальной" жизни оказываются попросту недоступными для оценочного, яркого, полного восприятия, потому как оказываются бесполезными и от того задавленными в самые дальние уголки сознания; и совсем уж единицы способны толкать зрителя на полноценную опосредствованную рефлексию со всеми вытекающими; говоря проще - мало кто из киноавторов способен заставить, именно заставить, вынудить, спрессовать зрителя до полностью включённой в собственное созерцание и сопроживание мыслительной деятельности; мало кто пробуждает и переживания, и эмпатию, и глубину даже в тех, кто всю жизнь привык плавать на поверхности. Бергман - именно из таких. "Персона" каждому видится как нечто своё, и каждого - своя история и своя трактовка её. Для меня это мир тонкой манипуляции, основанной на желании милейшей медсестры Альмы перенять на себя маску известной актрисы Элизабет, и неизвестно, доподлинно и точно никому, и, кажется мне, и самому автору тоже, кто в этом процессе общения - манипулятор, а кто - жертва. Элизабет молчит, добровольно и мерно, после долгих лет актёрской карьеры, последний заливистый наигранный смех, слетевший со сцены - и тишина. Альма присматривает за ней и только что не кричит каждому встречному о том, что никто не готов её слушать, никому она как личность не интересна и не важна. Элизабет слушает - Альма ныряет с головой в себя, выплёскивая в молчащее живое и представляющее для неё авторитет и социальный вес существо всё то, что бурлит и клокочет внутри неё. И Альма всё больше и больше требует пробуждения Элизабет ото сна, от этой всепоглощающей тишины, которую ей так необходимо заполнить, потому как самой ей заполнять её попросту нечем, все темы давно исчерпаны, она даже как объект для наблюдения неинтересна, ни себе, ни своей закрывшейся в собственную скорлупу спутнице. Ей нужны факты, картинки, образы, звуки - хоть что нибудь, кроме собственного монолога. Что угодно. Но Элизабет молчит. Альма требует. Альма угрожает. Альма расшвыривается оскорблениями и угрозами, провоцирует и беснуется, корчится, морщится, кривляется и постепенно агонирует. Элизабет наблюдает - всё так же пребывая в молчании и сохраняя себя в себе. И тогда Альма переходит к крайним мерам, дабы сохранить и уберечь хоть каплю себя, наделяя всё больше и больше уже Элизабет теми жуткостями и мерзостями внутренними, что плещутся внутри неё самой. Она берёт историю, свершившуюся с ней самой, и подставляет в неё Элизабет, её мужа и сына, дабы проиграть самый гнусный вариант того, что могло бы с ней приключиться, реализуй она свою главную мечту - стань она матерью. И надеется, всем своим естеством, на то, что Элизабет ей подыграет, что та не сможет не вскочить и не заорать - "Ты лжёшь. Это - не я! Это - не моя жизнь! Она - твоя, и только твоя, не смей меня в неё впутывать!" Но Элизабет поступает ещё более нетривиально - она с абсолютнейшим изяществом перенимает на себя предложенную ей роль и читает монолог Альмы от своего лица, по второму, и третьему кругу, показывая ей, что и этот метод не поможет разорвать шаблон, что молчание так и останется молчанием за пределами роли, что оно само - не роль, а средство отхода от неё, что лишь оно и позволяет сохранять саму себя в целости, играя слишком уж многое. И Элизабет так ни слова о себе и не сообщает. Ни единой реплики, окромя общих фраз о природе и самочувствии, упакованных в конверт и отправленных своему врачу. А Альма всего лишь выступила в роли режиссёра и сценариста на этой странной съёмочной площадке - загородный дом, озеро и летние пейзажики. Однако же с этой самой площадки Альма уезжает абсолютно одна - и, судя по статистам и операторам, именно она в данной истории - актриса. И этот ребус, эту ленту Мёбиуса можно раскручивать как угодно и сколь угодно долго именно от того, что завершения, единственно верного её осмысления попросту не найти, и в зависимости от того, чего зрителю хочется - раскрыть себя, опустошить или, наоборот, сохранить и уберечь, трактовка его будет аюсолютно отличной от предыдущей. От того и провокация Бергмана удалась, на мой взгляд, в полном объёме.
http://films.imhonet.ru/element/206280/opinions/
Tags: Искусство, Фильмы
Subscribe

  • Зачем люди делают это?

    Есть такой экстремальный вид спорта как роуп джампинг, о нем я сегодня и хочу вам рассказать. Для тех, кто не знает расскажу, что такое есть…

  • Оперетта Паганини в музыкальном театре

    Вчера мы все-таки выкроили время и посетили новую оперетту в нашем музыкальном театре в Ростове-на-Дону. Ощущения были сложными и…

  • HORSE TRAVEL В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ

    Знакомые журналисты сделали интересный репортаж.......Передаю слово. ногда, когда есть свободное время и совершенно не хочется тратить его на…

Comments for this post were disabled by the author